МОУ "Центральная школа"
п. Центральный Милославского района Рязанской области
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    От того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей

    Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе следует уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

    1. Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе 

      * -  Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
      * -  Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
      * -  Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
      * -  Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

    2. Активизируем познавательные способности

      * -  Старайтесь не давать ребёнку готовых ответов. На любое «А почему….?» отвечайте: «А что ты сам думаешь по этому поводу?». Дошкольникам нравится, когда интересуются их мнением и спрашивают, как взрослых. Плюс – накапливается опыт наблюдения и анализа явлений окружающего мира.
      * -  Головоломки, ребусы, проблемные ситуации – это всё должно быть в вашем арсенале для развития логического мышления ребёнка. Даже по дороге домой можно загадывать загадки о предметх, находящихся в поле вашего зрения.
      * -  Не подавляйте исследовательский интерес ребёнка. Пусть посмотрит, потрогает, залезет туда, куда ему надо.
      * -  Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите, конструируйте.

    3. Обучаем взаимодействию
      * -  Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.

      * -  Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
      * -  Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

    4. Развиваем волю и контролируем поведение

      * -  Играйте в игры с правилами: настольные, словесные, подвижные.
      * -  Приучайте ребёнка к домашнему труду, уходу за животными.
      * - Научите сына или дочь планировать свою деятельность. Допустим, ему нужно нарисовать рисунок. Значит, для этого потребуется чистый лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры и место для работы. Чаще задавайте ребёнку вопросы: «А как ты будешь это делать?», «Что тебе для этого нужно?».
      * -  Напоминайте, что любое дело нужно доводить до конца, а не бросать на полпути.

    Это всё необходимо знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению. 

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Психологически готов стать первоклассником далеко не каждый ребенок. Ниже приведены критерии, по которым можно определить, достаточно ли ваш малыш созрел морально.

    • Первоклассник должен суметь начать общаться с одноклассниками и учителем. Даже если ребенок посещал детский сад, новое общество все-равно может стать для него трудностью.
    • Школьнику будет необходимо делать не только то, что ему хочется, и иногда ему придется заставлять себя. Малыш должен уметь ставить цель, составлять план действий и достигать ее. Он также должен понимать важность некоторых дел. Например, чтобы выучить стихотворение, ребенок сможет отказаться от интересующей его игры.
    • Ребенок должен уметь сам усваивать информацию и делать из нее логические выводы. Например, по форме предмета он сможет догадаться о его назначении.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Для определения уровня готовности к школе психологи используют различные методики, такие как «Тестовая беседа», «Графический диктант» и другие.

    Тест готовности ребенка к школе – Степень психосоциальной зрелости (кругозор)

    Тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

    Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
               1.   Назови свои фамилию, имя, отчество.
               2.   Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
               3.   Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
               4.   У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
               5.   Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
               6.   Сейчас утро или вечер (день или утро)?
               7.   Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
               8.   Что бывает раньше – обед или ужин?
               9.   Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
             10.  Кем работает твой папа, твоя мама?
             11.  Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
             12.  Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
             13.  Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
             14.  Почему снег бывает зимой, а не летом?
             15.  Что делает почтальон, врач, учитель?
             16.  Зачем в школе нужна парта, звонок?
             17.  Ты хочешь пойти в школу?
             18.  Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
             19.  Каких животных ты знаешь?
             20.  Каких птиц ты знаешь?
             21.  Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
             22.  Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
             23.  Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

    Оценка ответов на тест готовности к школе 

    За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”. 

    К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22.

    Они оцениваются так:
              №  5 –  ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев –3 балла.
              №  8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
              № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
              № 22 – за правильный ответ -2 балла.
              № 16 - оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 положительный ответ, тот считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

    Оценка результатов:

    24-29 баллов – ребенок считается школьно-зрелым,

    20-24 баллов – средне-зрелым,

    15-20 баллов – низкий уровень психосоциальной зрелости.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

    • «10 слов»

    Одна из них – методика «10 слов». Её суть состоит в том, что мама зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.

    • «Повтори узор»

    Ещё одна методика, достаточно простая для родителей, это «Повтори узор». Мама или папа рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графическихнавыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.

    • «Четвёртый лишний»

    Определить уровень логического мышления ребёнка можно по методике «Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре. Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

    Уважаемые родители!

    Вашему ребёнку 5–6 лет, впереди ещё несколько лет до школы. Мы знаем, что именно с этим возрастом детей для многих мам наступает время вопросов о готовности ребёнка к школе. 

    Задание для родителей:  Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):

    • Узнавать большинство букв
    • Читать слова
    • Читать предложения
    • Писать буквы
    • Писать слова
    • Узнавать цифры от 1 до 9
    • Считать от 1 до 10 и обратно
    • Выполнять арифметические действия в пределах 10
    • Другое (что-то ещё)

    Проверьте, отметили ли вы в строке «Другое» такие умения, как умения слушать других, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность и пр.

    Чтобы определить уровень готовности ребенка к обучению школе почаще общайтесь с ним.

    В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

    1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
    2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
    3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
    4. Как называется город, в котором ты живешь?
    5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
    6. Кем работают твои родители?
    7. У тебя есть сестра, брат?
    8. Как зовут твоих друзей?
    9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
    10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
    11. Назови дни недели, времена года.
    12. Какое сейчас время года?
    13. Чем отличается зима от лета?
    14. В какое время года на деревьях появляются листья?
    15. Как называется планета, на которой мы живем?
    16. Как называется спутник Земли?
    17. Каких домашних животных ты знаешь?
    18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
    19. Чем отличается город от деревни?
    20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
    21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
    22. Ты хочешь учиться в школе?
    23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
    24. Зачем надо учиться?
    25. Какие профессии ты знаешь?
    26.  Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
    27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

    Оценка результатов

    Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
    Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
    Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

    Часто родители озабоченные подготовкой детей к школьному обучению, сажают за стол своих шестилеток и учат, учат, учат….. Хотят, чтобы ребёнок впитал в себя как можно больше знаний. И как, правило, их усилия не приносят результатов, так как родители забывают о том, что впитывает ребёнок, всё чему мы стараемся его научить, лишь при одном условии. Это условие – обучение ребёнка в игре. 

    Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста.  Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя.

    1. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми.
    2. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.
    3. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 09-00 15-00
    Среда 10-00 15-00
    Пятница 09-00 15-00

    Документы

    • Все документы
    • Нормативные документы
    • Бланки заявлений
    • Локальные нормативные акты
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie