
Чем характерен буллинг?
Для начала разберемся в понятиях. Буллингом называют повторяющиеся попытки более сильного индивида (или группы) причинить боль, унизить, расстроить или каким-то иным образом стрессировать менее сильного индивида (или группу) [Olweus, 1993].
- неравенство сил между жертвой и обидчиком;
- повторяемость;
- переживание жертвой чувства беспомощности;
- активная поддержка, подразумеваемое одобрение или безразличие со стороны других участников ситуации.
Виды буллинга
Социальная травля. Об ученике распространяют сплетни и слухи (часто они не являются правдой), с ним отказываются общаться, его не берут в совместные школьные проекты, не приглашают гулять, не предлагают пойти в гости и т.д.
Физическая травля. Кто-то более сильный отбирает у ребенка вещи, прячет или портит их. Бьет, толкает, пинает, запирает в школьном классе или туалете, угрожает тем, кто попытается встать на защиту.
Вербальный буллинг. Ученику дают обидные прозвища, смеются над его внешним видом, одеждой, манерой говорить и т.д.
Кибербуллинг. Угрозы, издевательства, оскорбления в соцсетях и мессенджерах. Демонстрация фото и видео, где ученик выставлен не в лучшем свете.
Почему это происходит? Как распределяются роли?
У детей есть вполне понятное желание повысить свой социальный статус, стать популярным, обратить на себя внимание. И нередко с помощью травли они пытаются закрыть именно эту потребность.
Для многих буллинг становится возможностью заработать статус в группе сверстников. Наверное, это удивительно, но в большинстве случаев эта стратегия работает! Агрессоров в коллективе воспринимают как более популярных, ведь травля помогает им заработать статус и удержать его с течением времени.
А если говорить о жертве, то чаще всего ею становится тот, кто чем-то отличается от остальных ребят. Но при этом — важно не забывать об этой особенности — стать жертвой буллинга может кто угодно. Никто не застрахован на 100% от этой беды.
Чтобы получить свой статус и поддерживать его, агрессору нужно:
- Найти подходящую жертву (кого-то неуверенного, физически более слабого, склонного к подчинению и т.д.).
- Выбрать подходящее время и место для нападения (важно! всегда должны присутствовать свидетели).
В ситуации травли всегда есть определенный набор ролей:
- Свидетели, которым хочется как можно быстрее уйти из опасной ситуации, если случайно оказались рядом. Им не хочется связываться.
- Свидетели, которым может нравиться то, что происходит.
- Свидетели, которым не нравится наблюдать за травлей одноклассника, но они боятся что-то предпринять.
- Главный обидчик — зачинщик нападения.
- Помощники зачинщика — могут следить за тем, чтобы жертва не убежала, или чтобы не увидели взрослые.
- Защитник — тот, кто вступится за жертву.
Каковы причины агрессии?
Дети не всегда понимают различия между лидерством и доминированием. У многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества, но они, к сожалению, не умеют использовать их правильно. А порой причиной буллинга может стать просто скука.
Случается и так, что у подростка не хватает важных социальных навыков: эмпатии, способности договариваться, справляться с негативными эмоциями. Для них характерен сильный эгоцентризм и неумение распознавать нужды окружающих. А кто-то с помощью такого поведения пытается завести себе друзей.
Среди агрессоров небольшая часть имеют расстройства личности, связанные с нечувствительностью к чужим страданиям и получением от них радости. В таких случаях требуется консультация специалиста, чтобы вовремя провести психологическую диагностику.
Последствия вовлеченности в травлю:
- Снижение успеваемости.
- Прогулы, отказ ходить в школу.
- Аутоагрессивное (причинение себе вреда в физической и психической сферах) / агрессивное поведение.
- Психосоматические проявления: головная боль, тошнота, рвота, температура и другие симптомы, не связанные с какой-то болезнью.
- Депрессивные / тревожные расстройства.
- Суицидальные мысли / намерения / действия. Во многих современных сериалах поднимается проблема травли в школе. Один из таких — «13 причин почему».
- Криминальные действия. Среди тех учеников, которые были вовлечены в буллинг, многие находят в себе силы на месть и сами становятся агрессорами. Вспомните вооруженные нападения учеников на школы, которые в последнее время участились в нашей стране.
«Если в школе есть буллинг, то страдает не только жертва, но и все ученики, вовлеченные в ситуацию, — и агрессоры, и свидетели!»
«Чаще обращай внимание на то, как чувствуют себя другие люди, ведь не все могут видеть и понимать ситуацию так, как ты. Пусть это непросто, но постарайся представить, как чувствуют себя те, кто стал жертвой травли»
Буллинг в России
- Согласно данным PISA (2015), 27% школьников в России хотя бы раз за год подвергались физическому или вербальному буллингу, а также социальной агрессии;
- 9,5% школьников в России оказывались жертвами травли часто (как минимум, несколько раз за месяц);
- За последующие три года этот показатель вырос еще на 10% и стал составлять 37% (PISA, 2018).
- В России буллинг в большей степени «сконцентрирован» в определенных школах: примерно 70% учеников ходят в школы, где травле несколько раз в месяц подвергается от 25% до 50% учеников (против 34% в среднем по ОЭСР).
В России показатели положительных ответов на приведенные утверждения значимо ниже, чем средние по выборке: «Меня раздражает, когда никто не защищает учеников, которые подверглись травле»; «Это правильно — помогать тем, кто не может сам себя защитить»; «Присоединяться к буллингу — неправильно»; «Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят»; «Мне нравится, когда кто-то заступается за учеников, подвергнувшихся травле».
А с этим утверждением в России согласились только 77% опрошенных. В других странах – почти 90%. «Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят»
Распространенность буллинга в зависимости от пола и возраста
Согласно результатам исследования ЛПАП Института образования НИУ ВШЭ (2018 г.), мальчики чаще оказываются вовлеченными в физическую травлю, причем как в роли жертв, так и в роли инициаторов. При этом они реже, чем девочки, оказываются инициаторами социальной травли. А вот девочки-инициаторы травли имеют склонность к тому, чтобы делать это время от времени, мальчики же — на постоянной основе. Как правило, распространенность буллинга падает к старшей школе, классы «группы риска» — 7 и 8.
Хорошая школа
«Что значит «хорошая школа» с точки зрения распространения травли? Это такая школа, в которой взрослым не все равно, а ученики понимают и чувствуют, что есть четкая система правил. При этом все равны: отличники и троечники, те, кто раньше вели себя хорошо, и те, кто уже совершили проступки».
Как отличить травлю от других типов нежелательного поведения?
- Это обидные/ оскорбительные действия?
- Это делается специально?
- Это повторяется, или есть высокий риск повтора?
- Форма буллинга (физический, вербальный, косвенный, кибер) — НЕ является релевантным критерием для принятия решения.
Что делать, если вы узнали о травле ребенка?
«Правильная реакция — быстрая реакция: чем меньше времени пройдет с момента, когда вы узнали о травле, тем больше шансов на успех. Еще очень важно подключить семью участника инцидента на ранней стадии».
Буллинг в школе — это ситуация SOS! Поэтому очень важна быстрая реакция администрации. Когда взрослые узнают о том, что дети подверглись травле, у них возникает много переживаний. Хочется, например, наказать обидчика, или, наоборот, обвинить самого ребенка в том, что по отношению к нему проявляют агрессию. Но будьте внимательны! Сразу скажите категорическое нет:
- сарказму;
- агрессии;
- манипуляциям;
- унижению со стороны старших по отношению к любому из участников ситуации.
Перед разговором с детьми соберите у коллег по возможности больше информации и обязательно отслеживайте процесс на всех этапах, и не останавливайтесь, как только травля прекратилась.
Как определить жертву травли?
Жертвой травли может стать абсолютно любой ученик (никогда нет 100% гарантии, что кого-то она обойдет стороной). Всегда помните про главную цель агрессора: повышение собственного статуса за счет принижения другого ученика. Выбор его, вероятнее всего, падет на того, кто просто будет отличаться в наибольшей степени от других ребят.
У кого шанс стать «выделенным» выше?
- у ребенка с высоким уровнем тревожности: мало друзей, он не уверен в себе и предпочитает проводить время со взрослыми;
- дети, у которых есть трудности в обучении, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства аутистического спектра, диабет, эпилепсия, иные хронические заболевания, особенно если они имеют яркое проявление во внешности или поведении, «заметны» для окружающих;
- часто травят тех, кто не соответствуют общепринятым представлениям о собственном поле: например, слишком маскулинных девочек (тех, у кого много «мальчишечьих» черт);
- дети, которые подвергаются в семье гиперопеке со стороны родителей и те, у кого мало опыта общения со сверстниками;
- дети из семей с низким социально-экономическим статусом, иноязычные, инокультурные.
Техники и основные принципы разговора с жертвой травли
Важно уметь отличать свои мысли и чувства от того, что переживает жертва:
- Она может быть в шоке и дезориентирована.
- Она может не хотеть говорить о произошедшем.
- Иногда (особенно, если речь идет о родителях, жертва может постараться оградить их от переживаний).
- Она может считать произошедшее собственным «социальным провалом».
- Важно! Дать ей возможность самой говорить так, как она может/считает нужным.
- Использовать приемы активного слушания.
- Избегать закрытых вопросов, на которые можно ответить односложно.
- Избегать советов.
- Не перебивать.
Решение проблемы: важные вопросы
Один из подходов в решении задач, связанных с буллингом, — проблемно-ориентированный. Поэтому, когда мы пытаемся говорить со школьником, ставшим жертвой, мы можем строить наш разговор, опираясь на наводящие вопросы.
- В чем заключается проблема?
- Как ты себя чувствуешь в связи с ней?
- Дать в сокращенной форме обратную связь для прояснения и для того, чтобы жертва могла почувствовать себя услышанной.
- Что из того что ты пробовал(а) было успешным, хотя бы частично? Важно акцентировать внимание на том, в чем силен ребенок — так закрепится его положительный опыт.
- Что ты еще можешь попробовать сделать?
- Какие у тебя есть варианты дальнейшего поведения?
- Какие будут последствия каждого из этих вариантов?
- Какой вариант кажется тебе наилучшим?
- Как ты собираешься это делать?
- Признать, что разговор был трудным, поблагодарить за смелость!
Возможные стратегии поведения с жертвой
- Конфронтация: можно начать с написания письма или аудиозаписи
- Встреча с агрессорами — только если жертва готова, взрослому лучше выступать медиатором
- Игнорирование — это отдельный навык, которому нужно учиться
Техники:
- Заезженная пластинка: «Нет, я не пойду с вами» — многократное повторение без объяснений
- Уклонение от нападок: фразы типа «Ты можешь называть меня жирной, но мой вес меня вполне устраивает», «Это может быть твое мнение, но я так не думаю», «Эх, да, но моя мама так вкусно готовит»!
- Чувство юмора — иногда можно посмеяться над собой (есть ограничения!)
- Техники концентрации: молитва, «Безопасное место» (техника, в которой ребенок может перенести себя в безопасное пространство в своем воображении).